РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Новичиха 28 апреля 2010 г. Новичихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Барановой О. В. при секретаре Н., с участием заявителя Е. , заинтересованных лиц Е. Р. И., Е. Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Е. об оспаривании решения должностного лица органа государственной власти – начальника УФМС по Алтайскому краю Л. об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, УСТАНОВИЛ: В Новичихинский районный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании решения должностного лица органа государственной власти – начальника УФМС по Алтайскому краю Л. об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца обратился Е. В обоснование заявленных требований указал, что в сентябре 2000 г. Е.., его жена Е. Р. И. и дочь Е. Е. С. прибыли в Российскую Федерацию из Республики Казахстан. 11.10.2001 г. они признаны вынужденными переселенцами. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца им был предоставлен сроком на пять лет, и далее с 2006 г., каждый календарный год продлевался на один год по письменному заявлению главы семьи на всех членов семьи. 28.12.2009 г. начальником УФМС по Алтайскому краю заявителю и членам его семьи было отказано в продлении статуса вынужденных переселенцев, со ссылкой на то, что заявитель Е. пропустил срок подачи заявления о продлении данного статуса, и указываемые им причины пропуска срока для обращения не могут быть признаны уважительными. Е. полагает, что оспариваемое им решение не соответствует требованиям закона, поскольку причины пропуска срока для обращения с заявлением о продлении действия статуса вынужденного переселенца являются уважительными, так как срок им пропущен по следующим причинам. Перед истечением срока действия статуса вынужденного переселенца он находился в командировке на курсах повышения квалификации в г. Барнауле, затем находился в отпуске за пределами Алтайского края. Помимо данных причин указывает на то, что УФМС в его адрес до 2009 года ежегодно направлялись уведомления об истечении срока действия его статуса и необходимости его продления, в 2009 году такое уведомление ему направлено не было, кроме того, он обратился в УФМС по Алтайскому краю на 28 день в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РФ «О вынужденных переселенцах». Полагает, что требование УФМС по Алтайскому краю о необходимости обращения с заявлением о продлении действия статуса вынужденного переселенца каждого совершеннолетнего члена семьи не соответствует закону, поскольку ранее для продления статуса было достаточно заявления главы семьи. Указывает, что данным решением УФМС по Алтайскому краю нарушаются его права на получение предусмотренной законом помощи, в том числе право на приобретение жилья, кроме того, заявитель и члены его семьи не были уведомлены о принятом решении, чем были лишены права на его обжалование. Просит признать незаконным решение начальника Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю об отказе в продлении ему и членам его семьи статуса вынужденного переселенца. В судебном заседании Е. поддержал заявленные им требования по основаниям, изложенным в заявлении, кроме того, пояснил, что ежегодно, начиная с 2006 г., в 2007 г., в 2008 г. на его имя приходили уведомления о необходимости продления статуса вынужденного переселенца с указанием перечня документов, адреса обращения с таким заявлением. На имя его жены Е. Р. И. и дочери Е. Е. С. такие уведомления ни в 2006 г., ни в 2007 г., ни в 2008 г. не приходили. В 2009 году такое уведомление ни ему, ни членам его семьи не приходило, однако его дочь П. Е. С. в 2009 г. о необходимости продления статуса вынужденного переселенца уведомление получила. Причем в 2006 г., в 2007 г. заявления оформлялись им в отношении себя и членов своей семьи, при этом каких-либо замечаний о неправильности их оформления УФМС по Алтайскому краю ему не делалось, статус и его и членов его семьи как вынужденных переселенцев ежегодно продлевался. УФМС по Алтайскому краю неоднократно менялся необходимый для представления перечень документов, адрес расположения самой организации, по которому необходимо представлять документы. Так, действительно, в г. Барнауле по пр. Комсомольский, д. 13 находится здание, в котором располагается УФМС по Алтайскому краю, однако вынужденных переселенцев там не принимают, в феврале 2009 г. Е. с документами старшей дочери П. Е. С. о продлении ей статуса вынужденного переселенца был вынужден обращаться по адресу г. Барнаул, ул. Брестская, 1. До этого им документы сначала предоставлялись в с. Новичиха, затем в г. Рубцовск. Помимо непоступления в его адрес и в адрес членов его семьи соответствующего уведомления в 2009 г. указывает на наличие уважительных причин пропуска срока обращения с заявлением. Пояснил, что с 05.10.2009 г. находился в очередном ежегодном отпуске, 07.10.2009 г. или 08.10.2009 г. выехал за пределы РФ в Республику Казахстан, где находился до 06.11.2009 г. или 07.11.2009 г. Созвонившись со специалистом УФМС по Алтайскому краю 09.11.2009 г. узнал о том, что срок статуса вынужденного переселенца ему и членам его семьи не продлен, им сразу же 10.11.2009 г. была написана и направлена в УФМС по Алтайскому краю жалоба . При этом об утрате им и членами его семьи данного статуса в известность ни он, ни члены его семьи поставлены не были, выписку из протокола № 40 от 15.10.2009 г. он, несмотря на его письменные обращения в УФМС по Алтайскому краю, получить не смог, ознакомился с данным документом при рассмотрении Новичихинским районным судом его заявления, то есть 16.02.2010 г. Таким образом, были нарушены его права, предусмотренные ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, он был лишен возможности обжаловать данное решение сразу после его принятия, чем также нарушены и права членов его семьи. Ежегодно меняющейся практикой порядка приема документов в УФМС по Алтайскому краю, отмены в отношении него уведомительной системы, при уведомлении в 2009 г. его старшей дочери П. Е. С., он и члены его семьи были введены в заблуждение относительно порядка представления документов, что также послужило причиной пропуска им срока обращения в УФМС с соответствующим заявлением. Полагает, что неправомерно начальником УФМС по Алтайскому краю указанные им причины пропуска срока не признаны уважительными, принятые УФМС решения 15.10.2009 г. и 28.12.2009 г. нарушают его права и права членов его семьи. Уточнил требования, просит помимо признания незаконным решения начальника УФМС по Алтайскому краю от 28 декабря 2009 г. об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, признать незаконным решение комиссии по вопросам признания вынужденным переселенцем, беженцем и по предоставлению политического убежища в РФ Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю от 15 октября 2009 г., утвержденное 16 октября 2009 г. начальником УФМС по Алтайскому краю Л., в части признания утратившими статус вынужденного переселенца заявителем, его женой Е. Р. И., его дочерью Е. Е. С., кроме того, восстановить срок обращения Е. и членов его семьи Е. Р. И., Е. Е. С. с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, признав причины пропуска срока уважительными. Заинтересованные лица Е. Р. И., Е. Е. С. поддержали заявленные Е. требования с учетом уточнения по указанным заявителем основаниям, согласившись с изложенными им обстоятельствами, дополнительно к его пояснениям пояснили суду, что действительно с 2001 года УФМС им был присвоен статус вынужденного переселенца сроком на 5 лет, затем – ежегодно в следующем порядке: в 2006 г., 2007 г. от Е. как от главы семьи принимали заявления о продлении статуса вынужденного переселенца, в 2008 г. аналогичные заявления от своего имени подавали Е. и Е. Р. И., при этом срок продлевался всем троим членам семьи: Е., Е. Р. И. и Е. Е. С., причем в уведомлении, адресованном на имя Е., от 27.10.2008 г. указано на то, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлен с 12.10.2008 г. по 11.10.2009 г. Е. и членам его семьи. В связи с чем в 2009 г. без соответствующего уведомления миграционной службы им не было известно о том, что не Е. от имени всех членов семьи, а каждый член семьи должен был обращаться в УФМС с соответствующим заявлением о продлении срока. При этом в 2009 г. никакое уведомление им не поступало, Е. Е. С., 23.06.1989 г. р., 23.06.2007 г. достигла 18 – летнего возраста, однако, несмотря на это в нарушение действующего законодательства УФМС ей удостоверение вынужденного переселенца до настоящего времени не выдано, она включена в удостоверение Е. как член его семьи. Полагают, что им, как и Е., должен быть восстановлен срок на подачу соответствующего заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, пропущенного ими по уважительной причине, просят признать указанные причины пропуска ими данного срока уважительными. Представитель УФМС по Алтайскому краю, начальник УФМС по Алтайскому краю Л. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, согласно направленному в суд отзыву на заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, судом с учетом мнения участников определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников. В связи с отсутствием представителей УФМС по Алтайскому краю в судебном заседании им в направленной судом телефонограмме от 28.04.2010 г. было сообщено о содержании уточнений заявителем заявленных требований. Представителем УФМС по Алтайскому краю И. в направленной в суд телефонограмме от 28.04.2010 г. было указано на необоснованность требований заявителя с учётом их уточнения со ссылкой на доводы направленного в Новичихинский районный суд отзыва. В направленном в суд отзыве / л.д. 104-117/ на заявление Е. представитель УФМС по Алтайскому краю указал, что 11.10.2001 г. Е., Е. Р. И., Е. Е. С. был предоставлен статус вынужденного переселенца сроком действия до 11.10.2006 г. В 2006 г., 2007 г., в 2008 г. статус продлевался на основании их заявлений о продлении статуса вынужденного переселенца, а также в связи с необустройством на новом месте жительства. До 11.10.2009 г. Е. и члены его семьи в УФМС России по Алтайскому краю с заявлениями о продлении статуса вынужденного переселенца и требуемым пакетом документов не обратились, в связи с чем утратили статус вынужденного переселенца, решение об этом оформлено в произвольной форме протоколом 15.10.2009 г., утверждено заместителем начальника УФМС России по Алтайскому краю 16.10.2009 г. Уведомление о принятии данного решения Е., Е. Р. И., Е. Е. С. не направлялись, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством, регулирующим вопросы статуса вынужденного переселенца. В связи с тем, что указанные Е. в заявлении от 07.12.2009 г. причины не были признаны уважительными, по существу его заявление о продлении статуса вынужденного переселенца не рассматривалось. Решение об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца не принималось, соответствующий протокол не оформлялся. В письме начальника УФМС по Алтайскому краю от 28.12.2009 г. содержались разъяснения об отсутствии у него уважительных причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Ссылка на смену места расположения УФМС несостоятельна – так как юридический и фактический адрес УФМС по Алтайскому краю не изменялся, перечень представляемых документов также не менялся, Регламент не предусматривает необходимость направления уведомлений о необходимости продления срока. Полагает, что граждане сами должны соблюдать положения закона, должностными лицами УФМС России по Алтайскому краю права и свободы заявителей не нарушались, препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод не создавались, в удовлетворении заявленных требований Е. надлежит отказать. Суд, выслушав объяснение участников, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные Е. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.4 ст. 5 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (далее – Закон, ФЗ «О вынужденных переселенцах») статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Подпунктом 4 п. 2 ст. 6 указанного Закона вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Аналогичные положения закреплены в п. 20-22 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20.12.2007 г. № 465 (далее – Регламент). При этом установлено, что заявление подается каждым членом семьи вынужденного переселенца, достигшим 18-летнего возраста. Несовершеннолетние члены семьи вынужденного переселенца включаются в заявление одного из родителей. Судом установлено, что 11.10.2001 г. Е., его жене Е. Р. И., дочери Е. Е. С. предоставлен статус вынужденного переселенца на пять лет до 11.10.2006 г. Впоследствии ежегодно данный статус продлевался по заявлению Е. в отношении него и членов его семьи в 2006 г., в 2007 г. В 2008 году данный статус продлен до 11.10.2009 г. Указанные обстоятельства не оспариваются УФМС по Алтайскому краю. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 9 ФЗ «О вынужденных переселенцах» лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона. Решением комиссии по вопросам признания вынужденным переселенцем, беженцем и по предоставлению политического убежища в РФ Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю от 15 октября 2009 г. /л.д.49-50/, утвержденным 16 октября 2009 г. согласно указанию на документе начальником Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю Л. (протокол заседания комиссии № 40), признаны утратившими статус вынужденного переселенца помимо иных Е., Е. Р. И., Е. Е. С.. Указано, что срок действия статуса истёк 11.10.2009 г. В обоснование принятого решения указано на утрату ими статуса вынужденного переселенца на основании положений подп. 2 п. 2 ст. 9 ФЗ «О вынужденных переселенцах», пп. 26.3 п. 26 Административного регламента ФМС по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учёту вынужденных переселенцев, утв. Приказом ФМС России от 20.12.2007 г. № 465. Данное решение заявителю, а также членам его семьи не направлено, что подтверждается в представленном представителем УФМС по Алтайскому краю отзыве, с обоснованием отсутствия у УФМС такой обязанности. Суд полагает, что тем самым нарушены положения ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, предусматривающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В данной части довод заявителя о нарушении его прав суд признает обоснованным. В силу подп. 26.3 п. 26 Регламента в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца лицо утрачивает статус вынужденного переселенца. В силу положений п. 23, п. 24, п. 25 Регламента заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, рассматривается по существу при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения. Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в территориальном органе. При этом в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения. Указанное предписание предоставляет вынужденным переселенцам дополнительную возможность для реализации права продлить статус при наличии оснований, приведенных в п. 4 ст. 5 Закона. В жалобе, направленной 10.11.2009 г. на имя начальника УФМС России по Алтайскому краю Л., полученную УФМС 13.11.2009 г. /л.д.20-22, 55/, Е. указывает на незаконность действий сотрудников УФМС по снятию его и членов его семьи с учета как вынужденных переселенцев. Указывает, что о принятом 15.10.2009 г. решении узнал 09.11.2009 г., ссылается на уважительность причин пропуска им и членами его семьи срока подачи заявления. В ответе № 1/Е-12 от 30.11.2009 г. по результатам рассмотрения данной жалобы разъяснены положения законодательства о порядке продления статуса вынужденного переселенца, указано, что решение об утрате лицом (при этом – каким именно лицом – не указано) статуса вынужденного переселенца было оформлено Протоколом № 40 заседания комиссии по вопросам признания вынужденным переселенцем, беженцем и по предоставлению политического убежища в РФ 15.10.2009 г., утверждено начальником УФМС России по Алтайскому краю 16.10.2009 г. Указано, что действия должностных лиц УФМС России по Алтайскому краю при принятии решения об утрате им статуса вынужденного переселенца правомерны /л.д.23-25/. 07.12.2009 г. Е. обратился в УФМС России по Алтайскому краю с заявлением с приложением документов, в котором просил продлить срок действия статуса вынужденного переселенца ему и членам его семьи, ссылаясь на то, что пропуск срока обращения был вызван уважительными причинами, а именно – нахождением в командировке, выездом за пределы Алтайского края, а также непоступлением в его адрес уведомления о необходимости продления статуса /л.д.11-19,26-27/. Решением начальника УФМС России по Алтайскому краю от 28.12.2009 г. заявителю было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца Е. и членам его семьи со ссылкой на то, что указанные им причины не могут быть признаны уважительными и являться основанием для рассмотрения заявления о продлении статуса по существу /9-10/. В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу принципа состязательности стороны должны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в силу обстоятельств настоящего дела обязанность по доказыванию правомерности своих действий возложена на УФМС России по Алтайскому краю, начальника Управления, обязанность доказывания уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением в миграционную службу – на Е. В подтверждение уважительности причин пропуска срока обращения заявителя и членов его семьи с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца суду представлены командировочное удостоверение № 188, справка-подтверждение о нахождении Е. в период с 30.08.2009 г. по 20.09.2009 г. в командировке /л.д.16,17/, распоряжение № 186-к от 05.10.2009 г. о предоставлении Е. ежегодного основного оплачиваемого и дополнительного отпуска общей продолжительностью с 05.10.2009 г. по 19.11.2009 г. /л.д.57/, данные обстоятельства нахождения в указанные периоды времени Е. за пределами Новичихинского района, впоследствии за пределами Российской Федерации подтверждены в судебном заседании Е. Р. И., Е. Е. С., а также показаниями свидетелей К. и М., заинтересованными лицами УФМС по Алтайскому краю в отзыве не оспаривались. Суд, учитывает отсутствие в Законе и в Регламенте перечня причин, которые должны приниматься во внимание в качестве уважительных при решении вопроса о продлении статуса вынужденного переселенца, а также то, что уважительность несвоевременного обращения с таким заявлением определяется различными обстоятельствами. При этом суд, принимая во внимание, что несвоевременная подача заявления о продлении срока при ежегодной подаче в 2006 г., 2007 г. Е. заявлений от своего имени и от имени членов его семьи Е. Р. И. и Е. Е. С., после получения соответствующих уведомлений, обусловлена обстоятельствами, которые объективно препятствовали подаче заявления в пределах срока действия статуса, в том числе с учетом предшествовавших 2009 г. действий должностных лиц сотрудников УФМС России по Алтайскому краю по рассылке уведомлений, продлению срока статуса вынужденного переселенца по заявлениям Е., подаваемых им, как в отношении него самого, так и в отношении всех членов его семьи: Е. Р. И., Е. Е. С. без наличия их самостоятельных заявлений, действий УФМС по невыдаче достигшей в 2007 г. 18-тилетнего возраста Е. Е. С. удостоверения, что препятствовало при подаче ею самостоятельного заявления представить необходимый пакет документов, предусмотренный п. 21 Регламента, признает причины пропуска Е. и членами его семьи Е. Р. И., Е. Е. С. срока для обращения в УФМС России по Алтайскому краю с заявлением о продлении статуса уважительными и полагает, что он подлежит восстановлению. Принимая данное решение, судом учитывается, что в 2006 г., 2007 г., 2008 г. в адрес Е. из УФМС России по Алтайскому краю поступали уведомления /л.д.6,7,51,120, 122/ об истечении срока действия статуса, в которых разъяснялась необходимость обратиться с заявлением для его продления, а также был указан срок обращения с таким заявлением, направлялись уведомления о продлении срока /л.д.121,123,125/. Помимо этого, аналогичные уведомления направлялись УФМС России по Алтайскому краю в том числе и в 2009 г. лицам, имеющим статус вынужденных переселенцев, в частности - старшей дочери Е. – П., что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением от 26.02.2009 г. на её имя /л.д.81/. Данные обстоятельства представителем УФМС не оспариваются. При этом довод о направлении данных уведомлений по инициативе работников УФМС России по Алтайскому краю суд полагает недоказанным, кроме того, это не свидетельствует о наличии в связи с этим вины в действиях Е. по несвоевременному обращению с заявлением. При указанных обстоятельствах ненаправление в 2009 году уведомления заявителю Е. и членам его семьи Е. Р. И., Е. Е. С., также имеющим статус вынужденных переселенцев, поставило их в неравное положение с другими гражданами, имеющими такой статус. Данное обстоятельство также принимается судом как обстоятельство, свидетельствующее о наличии у Е. и членов его семьи уважительности причин несвоевременной подачи заявления. Довод представителя УФМС России по Алтайскому краю о том, что решение комиссии от 15.10.2009 г. утверждено не начальником УФМС России по Алтайскому краю Л., а заместителем начальника управления суд полагает недоказанным, поскольку согласно тексту реквизита утверждения /л.д.49/ протокол № 40 «утвержден начальником Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю Л. 16.10.2009 г.» с проставлением нечитаемой подписи. Решение территориального органа ФМС России об утрате лицом статуса вынужденного переселенца может быть оспорено в судебном порядке с предъявлением доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, по которым заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца было подано несвоевременно. Заявителем с представлением суду доказательств уважительности причин пропуска срока оспорены принятые: решение комиссии об утрате им и членами его семьи статуса вынужденного переселенца от 15.10.2009 г., утвержденное 16.10.2009 г., в части рассмотрения вопроса относительно Е., Е. Р. И., Е. Е. С., а также решение начальника УФМС России по Алтайскому краю от 28.12.2009 г. Поскольку судом причины пропуска срока заявителем и членами его семьи судом признаются уважительными, указанные решения, принятые в отношении заявителя и членов его семьи, подлежат отмене. Довод представителя УФМС, что адрес, по которому необходимо было представлять документы, не менялся (г. Барнаул пр. Комсомольский, 13), перечень представляемых документов также не менялся, не принимается судом во внимание, поскольку опровергается материалами дела, сведениями, содержащимися в уведомлениях УФМС 2006 г., 2007 г. с указанием адреса: г. Рубцовск ул. Улежникова, 6 /л.д.120,122/, в 2008 г. – г. Барнаул пр. Комсомольский, 13 /л.д. 51,124/, памятками с перечнем документов /л.д.6,7/, информацией, содержащейся в ответе УФМС от 30.11.2009 г. /л.д.24/. В силу положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Статья 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривая право на эффективное средство правовой защиты, указывает, что каждый, чьи права и свободы, признанные Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Статьёй 258 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. </ Причем в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения направленного органу государственной власти вступившего в законную силу решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Е. удовлетворить. Признать незаконными решение начальника Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю от 28 декабря 2009 г. об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца Е. и членам его семьи – жене и дочери и решение комиссии по вопросам признания вынужденным переселенцем, беженцем и по предоставлению политического убежища в РФ Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю от 15 октября 2009 г., утвержденное 16.10.2009 г. начальником Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю Л. в части признания утратившими статус вынужденного переселенца Е., Е. Р. И., Е. Е. С.. Восстановить срок обращения Е. и членов его семьи Е. Р. И., Е. Е. С.. с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, признав причины его пропуска уважительными. Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю устранить нарушение прав Е. и членов его семьи: Е. Р. И., Е. Е. С. и рассмотреть вопрос о продлении в отношении них статуса вынужденного переселенца в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу и сообщить в Новичихинский районный суд и Е., Е. Р. И., Е. Е. С. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы через Новичихинский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Новичихинского районного суда О. В. Баранова. Алтайского края В окончательной форме решение изготовлено 4 мая 2010.
|