Дело № 2-2695/09 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 августа 2009г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи А.В. Маслюковой, при секретаре М.И. Спиридоновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Управлению внутренних дел по Ульяновской области об установлении факта постоянного проживания на территории России и назначении пенсии У С Т А Н О В И Л: П. обратился с иском, измененным в ходе судебного разбирательства, к Управлению внутренних дел по Ульяновской области об установлении факта постоянного проживания на территории России, а именно в р.п.Карсун Ульяновской области и обязании ответчика назначить пенсию с августа 2008 года. Иск мотивирован тем, что 04.08.2008г. истец, являясь гражданином республики Узбекистан, прибыл на постоянное место жительства в р.п. Карсун Ульяновской области из г. Бухары вышеуказанной республики. В этот же день был зарегистрирован по месту пребывания. 01.10.2008г. получил разрешение на временное проживание в Российской Федерации и сразу же был зарегистрирован по месту жительства в р.п. Карсун Ульяновской области по ул. Х, д. Х, а 27 марта 2009г. получил гражданство Российской Федерации. В связи с тем, что он являлся пенсионером по выслуге лет по линии МВД, получал в Узбекистане пенсию, то сразу же после прибытия в Российскую Федерацию обратился в УВД по Ульяновской области с заявлением о назначении и выплате ему пенсии. До этого при выезде с прежнего места жительства с пенсионного учета в органах внутренних дел был снят, получив последний раз пенсию в июле 2008 года. Пенсионное дело получил на руки, а потому при обращении к ответчику предъявил его начальнику пенсионного отдела ФЭО УВД по Ульяновской области Ж., которая пояснила, что в соответствии с действующим законодательством иностранные граждане имеют право на вышеуказанную пенсию наравне с гражданами РФ, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации. Однако признать их таковыми возможно только после того, как они получат вид на жительство или гражданство РФ. В связи с этим, в принятии у истца заявления было отказано. По этому же основанию ему было отказано в принятии заявления о назначении и выплате пенсии 30 октября 2008 года, то есть после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Соответствующая пенсия была назначена только с 17 апреля 2009 года, то есть после получения гражданства РФ. 14 мая 2009 года истец в очередной раз обратился к ответчику с письменным заявлением о выплате пенсии за прошедшее время до получения гражданства Российской Федерации с момента приезда в Российскую Федерацию. Письмом начальника ФЭО УВД по Ульяновской области П. от 18 мая 2009 года № 44/12873 ему было отказано в выплате пенсии за прошедший период в связи с тем, что иностранным гражданам пенсия назначается только с момента получения вида на жительство или приема в гражданство РФ. Полагает, что ему необоснованно отказали в выплате пенсии за прошедший период, просил обязать ответчика назначить и выплатить ему пенсию с августа 2008 года. В судебном заседании истец на иске настаивал. Пояснил суду, что прибыл 04 августа 2008 года со всей своей семьей на постоянное место жительства. С августа начал заниматься вопросом принятия гражданства РФ. С момента прибытия в р.п. Карсун Ульяновской области больше из страны не выезжал, что подтверждается паспортом гражданина Узбекистана, который остался у него на руках. Представитель УВД по Ульяновской области С. в судебном заседании иск не признал. Пояснил суду, что на основании Ашхабадского Соглашения от 24 декабря 1993 года о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ пенсионное содержание указанных лиц осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством Государств, на территории которых они постоянно проживают. В соответствии со ст. 56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» выплата пенсии производится по месту жительства пенсионера, которое согласно Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения» определяется его постоянной регистрацией по месту жительства. Исходя из норм международного Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и российского законодательства необходимым условием для реализации права на получение пенсии на территории России для граждан, переселяющихся в РФ, является постоянное проживание на ее территории. Право на постоянное проживание на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства дает вид на жительство, либо гражданство РФ. Таким образом, с принятием ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на жительство в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, при наличии постоянной регистрации, приобрели право на пенсию на территории РФ после получения вида на жительство. Перерасчет за прошлые года не производится. Правовых оснований для назначения и выплаты пенсии истцу ранее указанного срока не имеется. Просил в иске отказать в полном объеме. При этом представитель ответчика не отрицал того обстоятельства, что истец неоднократно обращался с просьбой назначить ему пенсию, первый раз в августе 2008 года. Ни заявления, ни пенсионное дело у него принимать не стали. Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из данной статьи во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР"). Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу, вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина", а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и исходя из приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом. Установлено, что П. является гражданином Российской Федерации с 08 апреля 2009 года и получателем пенсии по линии Министерства внутренних дел РФ. Пенсия ему возобновлена с 17 апреля 2009 года, которую назначает и выплачивает УВД по Ульяновской области. До данной даты П. являлся гражданином республики Узбекистан, что подтверждается соответствующим паспортом, и по июль 2008 года являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД в республике Узбекистан. П. полагает, что УВД по Ульяновской области должно было назначить ему пенсию с августа 2009 года. При разрешении возникшего спора, суд учитывает следующее. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности; Конституция Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определение от 5 октября 2000 года N 199-О). В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 г. № 146-о «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Жульетты Семеновны на нарушение ее конституционных прав положениями федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указано, что оспариваемые в жалобе Ж.С. Адамян положения Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства, а значит, не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права. Что касается факта постоянного проживания заявительницы в Российской Федерации как основания назначения ей пенсии, то, как вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, он может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности ее пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела. Основанием назначения пенсии иностранному гражданину, проживающему в Российской Федерации, является факт его постоянного пребывания на территории Российской Федерации. Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. В силу статьи первой данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Согласно п. 1 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в котором определены правовые основания назначения пенсий, их размеры, а также общий порядок выплаты пенсий за выслугу лет, предусматривающий, что пенсии выплачиваются пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации по месту жительства пенсионеров (часть первая статьи 56). Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определены правовые основания назначения пенсий, а также общий порядок выплаты пенсий на основе принципа ведомственной ответственности за организацию пенсионного обеспечения лиц, на которых распространяется действие данного Закона, в зависимости от последнего места их службы (статья 11). Согласно части первой статьи 56 названного Закона в редакции, оспариваемой заявителем, пенсии, назначаемые лицам, указанным в его статье 1, и их семьям, выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом; перевод пенсии по почте и доставка ее на дом осуществляются за счет государства; выплата пенсии производится за текущий месяц в сроки, определяемые пенсионными органами по согласованию с учреждениями Сберегательного банка и предприятиями связи. Таким образом, одним из условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 марта 2004 года N 146-О, указывая на наличие пенсионных прав у иностранных граждан на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, также указал на возможность установления судом факта постоянного проживания иностранного гражданина. Требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных к тому оснований. Судебное же решение об установлении факта постоянного проживания иностранного гражданина на территории России, вступившее в законную силу, влечет соответствующие правовые последствия для такого лица, поскольку федеральный закон связывает право иностранного гражданина на получение пенсии в Российской Федерации именно с фактом его постоянного проживания на территории России. Как указано выше, суд установил, что П. в августе 2008 года прибыл на постоянное место жительства в р.п. Карсун Ульяновской области из Республики Узбекистан, государства - участника Содружества Независимых Государств. Выезжая из республики Узбекистан, П. снялся с пенсионного учета в УВД Бухарской области. ФЭО УВД Бухарской области сопроводительным письмом от 24 июля 2008 года № 3170 выслало пенсионное дело № 3343 на пенсионера П. начальнику финансово-экономического отдела УВД по Ульяновской области для дальнейшего учета и выплаты пенсии по месту жительства: Российская Федерация, Ульяновская область, рабочий поселок Карсун, ул. Х, Х. В извещении указано, что пенсию П. удовлетворили до 01.08.2008г. Допрошенный в качестве свидетеля П. (отец истца) пояснил суду, что его сын с семьей приехал из г. Бухары Узбекской республики 04 августа 2008 года. Сразу же было решено приобрести дом в р.п. Карсун для семьи сына. Поскольку у продавца жилого дома были не в порядке документы, то сделка состоялась позже, по окончании подготовки документов. Однако его сын уже в августе 2008 года проводил воду к жилому дому, оплачивая услугу от своего имени. С 1 сентября 2008 года оформил своего несовершеннолетнего сына (внука свидетеля) на обучение в МОУ Карсунская средняя общеобразовательная школа. Поскольку истец практически не знал г. Ульяновск, то вместе с ним свидетель выезжал через день-два после приезда сына в г.Ульяновск для передачи его пенсионного дела в УВД по Ульяновской области и в УФМС по Ульяновской области для оформления российского гражданства. Поскольку сам свидетель является пенсионером по линии МВД РФ, то зашел к начальнику ФЭО УВД по Ульяновской области вместе с П.. В его присутствии начальник ФЭО УВД по Ульяновской области Ж. отказалась принять оформленное пенсионное дело, сославшись на то, что иностранный гражданин сначала должен оформить вид на жительство или гражданство РФ. До этого момента она не станет принимать от П. ни заявления о назначении и выплате пенсии, ни его пенсионное дело. У сына есть супруга, двое детей. Пенсия для него является единственным источником существования, поскольку в р.п. Карсун невозможно найти работу. Ни истец, ни его жена работу не нашли, являются безработными. Оформление гражданства сыну заняло немало времени. До апреля 2009 года истец не мог решить вопрос во внесудебном порядке с ответчиком о выплате пенсии. Пенсия не назначалась длительное время, почти 9 месяцев. С 04.08.2008г. по настоящее время П. не покидал территорию России, что подтверждается его паспортом гражданина республики Узбекистан (находится на руках истца), то есть постоянно и беспрерывно находился в р.п. Карсун, куда прибыл со своей семьей на постоянное место жительства. Зарегистрировавшись в октябре 2008г. по месту жительства, П. вновь пытался сдать заявление на назначение пенсии, однако у него снова отказались принять заявление и пенсионное дело. Суд установил, что П. 15 августа 2008 года подал в УФМС по Ульяновской области заявление о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию (регистрационный № 6292). В заявлении в графе «мотивы, побудившие обратиться с данным заявлением» указал: «желание проживать на территории РФ». По данному заявлению УФМС по Ульяновской области проведена проверка в установленном законом порядке и дано заключение, утвержденное начальником УФМС по Ульяновской области 01.10.2008г., в соответствии со ст.6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002г., Постановления Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 789, разрешить гр. Узбекистан П. временное проживание, оформить разрешение на временное проживание. В паспорте гражданина республики Узбекистан у П. значится регистрация по адресу: Ульяновская область, р.п. Карсун, ул. Х, д. Х с 29.10.2008 г. По получении паспорта П. зарегистрирован по вышеуказанному адресу с 17.04.2009г.. С 02.06.2009г.зарегистрирован по адресу: р.п. Карсун, ул. Х, д.Х, кв.Х. Истцом в материалы дела представлены справки о прохождении им флюорографии 05.08.2008 г. в МСЧ УВД. Суду представлена квитанция на имя П. от 14.08.2008 г. об оплате услуг за подвод к дому. Согласно справке МОУ Карсунской средней общеобразовательной школы сын истца – П. обучается в данной школе с 18 августа 2008 г. (приказ № 128 от 19.08.2008г.). Установление права гражданина Узбекистана на пенсионное обеспечение определяется в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины). Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории РФ без легализации. При переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию на территории одного из государств, не являющихся участником Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается со сроков, установленных законодательством России, но не ранее месяца прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Ответчик не оспаривает того обстоятельства, что истец обратился за назначением пенсии в августе 2008 года, но у него действительно не приняли ни заявления о назначении пенсии, ни пенсионного дела. Второй раз истец вновь обратился за назначением пенсии в октябре 2008 г. после регистрации по месту жительства. Ему вновь не стали назначать пенсию, не приняв заявление. Обращение в УВД по Ульяновской области ответчик в судебном заседании подтверждает. То обстоятельство, что истец пытался решить с ответчиком вопрос о выплате пенсии за прошлый период подтверждает также имеющаяся в материалах дела переписка по данному вопросу. Истец обращался и к ответчику, и к Председателю Партии «Единая Россия» Путину В.В. с просьбой решить его вопрос о назначении пенсии с месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена ее выплата. Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец постоянно проживает на территории России с 4 августа 2008 года, в связи с чем имеет право на назначение ему пенсии с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства, то есть с 1 августа 2008 года. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 196, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования П. удовлетворить. Установить факт постоянного проживания на территории России, а именно в р.п. Карсун Ульяновской области с 4 августа 2008 года. Обязать Управление внутренних дел по Ульяновской области назначить пенсию П. с 1 августа 2008 года. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья подпись А.В. Маслюкова
|