Это была резолюция совета ООН по правам человека, а еще мы наверное можем успеть послать документы на 66-ю сессию генеральной ассамблеи ООН, где будет рассмотрен пункт "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств" Резолюция A/HRC/13/L.4 19 March 2010
Совет по правам человека
Тринадцатая сессия
Пункт 3 повестки дня
Поощрение и защита всех прав человека, гражданских,
политических, экономических, социальных и культурных прав,
включая право на развитие
Беларусь*, Боливия (Многонациональное Государство), Куба, Перу*,
Российская Федерация: проект резолюции
13/...
Права человека и произвольное лишение гражданства
Совет по правам человека,
руководствуясь целями, принципами и положениями Устава Организации
Объединенных Наций,
руководствуясь также статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, в
соответствии с которой каждый человек имеет право на гражданство и никто не
может быть произвольно лишен своего гражданства,
подтверждая свои резолюции 7/10 от 27 марта 2008 года и 10/13 от
26 марта 2009 года, а также все предыдущие резолюции, принятые Комиссией
по правам человека по вопросу о правах человека и произвольном лишении
гражданства,
признавая правомочность государств принимать законы, регулирующие
приобретение гражданства, отказ от гражданства или утрату гражданства в со-
ответствии с международным правом, и отмечая, что вопрос о безгражданстве
уже находится на рассмотрении Генеральной Ассамблеи в рамках широкого во-
проса о правопреемстве государств,
отмечая положения международных договоров по правам человека и
международных договоров по вопросам безгражданства и гражданства, при-
знающие право приобретать, менять или сохранять гражданство или запре-
щающие произвольно лишать гражданства, в частности пункт d) iii) статьи 5
Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
пункт 3 статьи 24 Международного пакта о гражданских и политических пра-
вах; статьи 7 и 8 Конвенции о правах ребенка; статьи 1−3 Конвенции о граж-
данстве замужней женщины; статью 9 Конвенции о ликвидации всех форм дис-
( * Государство, не являющееся членом Совета по правам человека)
криминации в отношении женщин; статью 18 Конвенции о правах инвалидов;
Конвенцию о сокращении безгражданства и Конвенцию о статусе апатридов,
с интересом отмечая замечание общего порядка No 30 (2004 года) Коми-
тета по ликвидации расовой дискриминации,
отмечая внимание, которое вышеупомянутый Комитет уделяет в своей
работе вопросам безгражданства и произвольного лишения гражданства, в том
числе при рассмотрении докладов государств-участников о выполнении ими
своих обязательств по Международной конвенции о ликвидации всех форм ра-
совой дискриминации;
напоминая, что лица, произвольно лишенные гражданства, находятся под
защитой международного права прав человека и беженского права, а также до-
говоров о безгражданстве, включая, применительно к государствам-участникам,
Конвенцию о статусе апатридов и Конвенцию о статусе беженцев и Протокол к
ней,
подчеркивая, что все права человека универсальны, неделимы, взаимоза-
висимы и взаимосвязаны и что международное сообщество должно относиться
к ним глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и
вниманием,
ссылаясь на резолюцию 64/127 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря
2009 года, в которой, в частности, Ассамблея настоятельно призвала Управле-
ние Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам бежен-
цев продолжать свою работу по выявлению апатридов, предотвращению и со-
кращению безгражданства и защите апатридов,
отмечая важную работу, которую проводит Управление Верховного ко-
миссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев в целях поиска
решения и предупреждения возникновения проблемы безгражданства, руково-
дствуясь, в частности, принятым его Исполнительным комитетом заключением
по вопросам выявления, предотвращения и сокращения безгражданства и защи-
ты апатридов No 106 (LVII) 2006,
памятуя о том, что Генеральная Ассамблея в своей резолюции 41/70 от
3 декабря 1986 года одобрила обращенный ко всем государствам призыв содей-
ствовать осуществлению прав человека и основных свобод и воздерживаться от
отказа в этих правах группам их населения по национальному, этническому, ра-
совому, религиозному или языковому признакам,
ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи 55/153 от 12 декабря
2000 года, 59/34 от 2 декабря 2004 года и 63/118 от 11 декабря 2008 года о рабо-
те Комиссии международного права над вопросом о гражданстве физических
лиц в связи с правопреемством государств,
признавая, что произвольное лишение гражданства в несоразмерной сте-
пени затрагивает лиц, принадлежащих к меньшинствам, и напоминая о работе,
проделанной независимым экспертом по вопросам меньшинств по теме права
на гражданство,
выражая свою глубокую озабоченность произвольным лишением лиц
или групп лиц их гражданства, в особенности по дискриминационным основа-
ниям, таким как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или другие
убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, со-
словное или иное положение,
напоминая о том, что произвольное лишение того или иного лица его
гражданства может привести к безгражданству, и в этой связи выражая озабо-
ченность по поводу различных форм дискриминации в отношении лиц без гра-
жданства, что может представлять собой нарушение обязательств государств по
международному праву прав человека,
подчеркивая необходимость обеспечения полного уважения прав челове-
ка и основных свобод лиц, гражданство которых может затрагиваться право-
преемством государств,
1. вновь подтверждает, что право на гражданство каждого человека
является одним из основных прав человека;
2. признает, что произвольное лишение гражданства, в особенности
по дискриминационным основаниям, таким как раса, цвет кожи, пол, язык, ре-
лигия, политические или другие убеждения, национальное или социальное
происхождение, имущественное, сословное или иное положение, представляет
собой нарушение прав человека и основных свобод;
3. призывает все государства воздерживаться от дискриминационных
мер, а также от принятия или сохранения в силе законодательства, которое про-
извольно лишает лиц их гражданства по признакам расы, цвета кожи, пола,
языка, религии, политических или иных убеждений, национального или соци-
ального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, в
особенности если такие меры и законодательство превращают человека в лицо
без гражданства;
4. настоятельно призывает все государства принять и осуществлять
национальное законодательство с целью недопущения безгражданства в соот-
ветствии с основными принципами международного права, в частности путем
предупреждения произвольного лишения гражданства и предупреждения без-
гражданства в результате правопреемства государств;
5. отмечает, что в 2011 году будет отмечаться пятидесятая годовщи-
на Конвенции о сокращении безгражданства, и настоятельно призывает госу-
дарства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о присоединении к
этой Конвенции и Конвенции о статусе апатридов;
6. отмечает, что осуществление в полном объеме всех прав человека
и основных свобод индивида может быть затруднено в результате произвольно-
го лишения гражданства;
7. выражает свою обеспокоенность в связи с тем, что лица, произ-
вольно лишенные гражданства, могут становиться жертвами нищеты, социаль-
ной отчужденности и ограниченной правоспособности, и в этой связи призыва-
ет государства устранить препятствия, мешающие пользованию такими лицами
соответствующими гражданскими, политическими, социальными и культурны-
ми правами, в частности в областях образования, жилья, занятости и здоровья;
8. напоминает, что каждый ребенок имеет право на приобретение
гражданства и признает особые потребности детей в защите от произвольного
лишения гражданства;
9. призывает государства обеспечить, чтобы все дети регистрирова-
лись при рождении, и отмечает важное значение стандартизированных и эф-
фективных процедур регистрации гражданского состояния и выдачи докумен-
тов, удостоверяющих личность, в целях содействия предотвращению произ-
вольного лишения гражданства и безгражданства;
10. призывает также государства соблюдать минимальные процедур-
ные стандарты с целью обеспечения того, чтобы решения, касающиеся приоб-
ретения, лишения или изменения гражданства, не содержали никаких элемен-
тов произвола и подлежали пересмотру в соответствии с международными обя-
зательствами по правам человека;
11. призывает государства обеспечить лицам, которые были произ-
вольно лишены своего гражданства, эффективные средства правовой защиты,
включая восстановление гражданства, но не ограничиваясь этим;
12. с удовлетворением принимает к сведению доклад Генерального
секретаря, представленный в соответствии с резолюцией 10/13 Совета
(A/HRC/13/34);
13. с нетерпением ожидает результатов рассмотрения Генеральной
Ассамблеей на ее шестьдесят шестой сессии пункта, озаглавленного "Граждан-
ство физических лиц в связи с правопреемством государств", в целях изучения
этого вопроса, включая вопрос о форме, в которую можно было бы облечь со-
ответствующие проекты статей, подготовленные Комиссией международного
права, и в этой связи напоминает государствам об адресованном им предложе-
нии представить свои мнения по вышеупомянутому вопросу в соответствии с
резолюцией 63/118 Ассамблеи;
14. настоятельно призывает правозащитные механизмы и соответст-
вующие договорные органы Организации Объединенных Наций и рекомендует
Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по де-
лам беженцев продолжать осуществляемый в настоящее время сбор информа-
ции по вопросу о правах человека и произвольном лишении гражданства из
всех соответствующих источников и учитывать такую информацию вместе с
любыми основанными на ней рекомендациями в своих докладах и деятельно-
сти, проводимой в рамках их соответствующих мандатов;
15. просит Генерального секретаря подготовить доклад по вопросу о
последствиях, которые произвольное лишение гражданства, в том числе в слу-
чаях правопреемства государств, может иметь для осуществления лицами своих
прав человека, включая гражданские, политические, экономические, социаль-
ные и культурные права, и представить его Совету на его девятнадцатой сессии;
16. постановляет продолжить рассмотрение этого вопроса.
http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/LTD/G10/122/72/PDF/G1012272.pdf?OpenElement